Контрабанда сигарет стоит украинскому бюджету больших денег. Только за последние три года потери практически сравнялись с годовыми расходами бюджета на весь коммунальный сектор – 8,5 млрд грн.
Почему это плохо и кто от этого страдает, Liga.net писала в материале Сигареты вне закона: кому и как вредит контрабанда табака. Но почему это произошло? Причины резкого роста контрабанды сигарет требуют отдельной статьи. И мы ее написали.
Доля незаконных сигарет на украинском рынке велика – 5,4% от всего рынка за первое полугодие, посчитали в KANTAR Украина. Но отечественным курильщикам попадаются они гораздо реже, чем могли бы. Почему? “Подавляющее большинство табачных изделий, находящихся в незаконном обороте, не реализуется на внутреннем рынке, а вывозится правонарушителями за пределы Украины для реализации в странах Европейского Союза”, – объясняют в Государственной фискальной службе.
В первом полугодии 2020 года незаконные сигареты 390 раз пробовали провезти через границу. По крайней мере, о таком количестве случаев знает Гостаможслужба, которая конфисковала табачных изделий на сумму 12,8 млн грн. “В Украину” зафиксирован 291 факт незаконного ввоза на сумму 5,5 млн грн, “из Украины” – 99 случаев на 7,3 млн грн.
“Проблема противодействия незаконному перемещению табачных изделий особенно актуальна на западной границе Украины с государствами-членами Европейского Союза. Прежде всего, это связано с тем, что территория Украины используется организованными группировками, а также отдельными компаниями и гражданами для получения сверхприбылей и незаконного экспорта такой категории в страны Европы”, – ответили на запрос Liga.net в Гостаможслужбе. В основном сигареты везут из Беларуси, китайские товары поступают через морскую границу.
В первую очередь за счет ежегодного роста акциза на 20%. Такие повышения предполагаются до 2025 года – в связи с соглашением об Ассоциации с ЕС Украина должна довести уровень ставок акциза до минимального в Европе значения: 90 евро за тысячу сигарет. Но эта норма сработала бы, если бы акцизная политика в правительстве была последовательной. “В Украине был принят план повышения акциза на 8 лет, и это хорошее решение, если этого плана придерживаться. Когда план повышения акцизов не меняется ежегодно, это дает бизнесу возможность планировать свою деятельность, а потребителям не создает одноразового шокового эффекта, который мог бы подтолкнуть их покупать нелегальные сигареты”, – объясняет Гинтаутас Диргела, директор по корпоративным вопросам компании JTI Украина.
А с этим у нас проблема. “Основной причиной роста незаконной торговли табачными изделиями в 2016-2019 годах стало то, что из-за резких повышений акцизного налога цены на легальную продукцию растут гораздо быстрее, чем доходы потребителей”, – уверена Наталья Бондаренко, директор по внешним связям Филип Моррис Украина. В Союзе украинских предпринимателей (СУП) согласны с производителями: “Три года назад был принят 8-летний план повышения акцизов на сигареты. И это был очень правильный шаг, так как, наконец-то, бизнес мог планировать свою деятельность соответственно планам Кабинета министров. Но снова возникали ситуации, когда акциз повышался больше, чем ожидалось. Это негативно отражалось как на работе легального бизнеса, так и на ситуации с нелегальным рынком – он начал расти”.
Таким индикатором могут быть:
- товары прикрытия, которые часто используются для перемещения табачных изделий; смена водителя при пересечении таможенной границы;
- контроль весовых показателей на основе результатов взвешивания транспортных средств в пунктах пропуска;
- выявление нетипичного маршрута и тому подобное.
Но текущее законодательство не дает эффективно бороться с нарушителями, вздыхают таможенники.
Производители с ними согласны. “Три года назад была принята стратегия по борьбе с нелегальной торговлей сигаретами, но без плана действий она оставалась только декларацией о намерениях. Сейчас план, в котором прописаны сами действия, ответственные органы и сроки, принят. Но, к сожалению, пока никаких реальных изменений не предпринимается”, – говорит представитель JTI. “Контролирующие и правоохранительные органы действовали в пределах своих полномочий, иногда даже совместно, однако никто не пытался составить элементы пазла вместе, чтобы увидеть картину в целом”, – добавляют в ассоциации “Укртютюн”. Например, до сих пор не существует сводной государственной статистики даже по изъятым, конфискованным и уничтоженным сигаретам.
“Наказание в виде штрафа и конфискации товаров – недостаточная превентивная мера для пресечения противоправных деяний, связанных с экспортно-импортными операциями. Считаем, что сегодня целесообразно введение уголовной ответственности за контрабанду товаров, незаконное перемещение которых наносит наибольший вред экономическим интересам страны, в том числе подакцизных”, – в Государственной таможенной службе настроены решительно.
Там, кстати, предложили дополнить Уголовный кодекс Украины двумя новыми статьями об ответственности за контрабанду товаров и контрабанду подакцизных товаров. В частности, законопроект “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно криминализации незаконного перемещения подакцизных товаров и повышения институциональной способности таможни” предлагает разграничить уголовную ответственность за контрабанду “обычных” товаров и контрабанду конкретно подакцизных товаров. И если обычных товаров для наступления уголовной ответственности надо ввезти/вывезти на миллион гривень, то подакцизных, чтобы сесть, хватить и на полмиллиона.
До 2012 года в Уголовном кодексе контрабанда стоимостью тысячу или больше необлагаемых минимумов доходов граждан считалась уголовным преступлением, которое каралось тюрьмой от 3 до 7 лет, а в случае рецидива – на 5-12 лет.
Криминализировать статью хотели снова в ноябре 2019 года – ГФС обращалась в Минфин и Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Но пока статус наказания за контрабанду не изменился.
Производители согласны с госорганами.
“Административная ответственность недостаточно отпугивает контрабандистов, по сравнению с возможной уголовной ответственностью. Мы видим достаточные усилия правоохранительных органов в борьбе с контрабандой. Но нужно понимать, что превентивные действия намного дешевле, чем борьба с последствиями”, – уверен Гинтаутас Диргела.
По его мнению, повышение ответственности за контрабанду табачных изделий в крупных размерах – один из проверенных способов борьбы с контрабандой. “Пока арсенал правоохранителей ограничен лишь административным производством, в рамках которого невозможно проводить полноценное следствие, как по уголовному делу, страдают преимущественно исполнители, а источники происхождения и пункт назначения нелегальной продукции не устанавливаются”, – уверены в Укртютюне.
По мнению Юрия Рылача, начальника отдела по работе с государственными органами Бритиш Американ Тобакко Украина, до 2021 года осталось не так уж много времени, поэтому правительству уже стоит задуматься о плане действий на следующие 3-5 лет как минимум. И криминализация контрабанды подакцизных товаров и усиление ответственности за правонарушения в сфере незаконного производства и оборота табачных изделий должны быть среди них.
Цей матеріал було вперше опубліковано на сайті Liga.net